Ульянов Николай (1875-1949)
Равенна. Пинетта
1907
Размер - 27,9 x 38,3
Материал - бумага
Техника - акварель, тушь, перо
Инвентарный номер - Р-4934
Дар К.А. Киселевой через РОСИЗО. 1998
Поздней весной 1907 года Н.П. Ульянов вместе с женой, художницей А.С. Глаголевой, и с четой Муратовых выехал в свою первую поездку в Италию. Путешествие началось в Венеции, затем друзья отправились во Флоренцию, а по пути посетили Равенну, Падую, Болонью и другие города Северной и Средней части страны. Для Муратова впечатления от увиденного стали импульсом к рождению замысла книги «Образы Италии», которая принесла ему широкую известность. Итоги постижения страны Ульяновым были скромнее: ряд акварелей и несколько картин. В мемуарах он признавался, что «почти не успел схватить ее черты, слишком взволнованный и счастливый. То немногое, что попало в альбом, очерчивает только счастливые видения, которые… пришлось остановить на своем торопливом пути».
Одним из таких видений стала знаменитая сосновая роща в Равенне, где «чудовищные по форме» пинии — «уже не деревья, а поднявшиеся к небу и застывшие там гигантские черно-зеленые дельфины». Канал, пересекающий лес, вызвал у художника ассоциации с рекой Летой, на берегах которой «почти все свойственное прежним, приемлется современной душой, находящейся в круге вневременных видений». Пинете Ульянов посвятил ряд рисунков и акварелей, в которых решал разные образные и пластические задачи. На одних под деревьями возникают люди в средневековых костюмах, а то и фигура Данте, как бы иллюстрируя мысль художника о том, что «появление человеческой фигуры в этом мало посещаемом лесу может настроить на видение того, чье присутствие так магически живо в этом зловещем молчании». В других вариантах, и к их числу принадлежит данный лист, драматизм образу Пинеты придает колористическое решение, построенное на контрастном сочетании изумрудно зеленого и красного цветов. В 1900-е годы рисунок пером стал одной из любимых графических техник Ульянова, и в данном листе он использует его, чтобы акцентировать линейное начало, придать законченность природным формам.