Ульянов Николай (1875-1949)
В мастерской В.А.Серова. Окно
1900
Размер - 74,3 x 57,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10404
Приобретено у В.В. Бакшеева, Москва. 1928
Вспоминая время занятий в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Н.П. Ульянов писал, что в начале 1890-х годов для него, как и для его соучеников «Серов становится… одним из самых интересных художников, более близким… по возрасту и живописным задачам». И потому его появление в качестве преподавателя многие восприняли как осуществление мечты и как импульс для углубленных поисков собственного пути в искусстве. От этого периода творческих исканий сохранилось мало произведений Ульянова, и среди них особое место занимает небольшая картина «В мастерской Серова. Окно». В ней можно усмотреть признаки влияния наставника, а также отражение тенденций в современном европейском искусстве. Композиция картины строится по диагонали, создавая впечатление случайно увиденной ситуации, отсылая к ключевым принципом импрессионизма. Сдержанная серебристая гамма, смакование «вкусного мазка», которые характерны для пластического языка произведения, шли отчасти от Серова, отчасти от К.А. Коровина, «первого гурмана живописи», вывезшего, по наблюдению И.Э. Грабаря, эти «приемы из Парижа и заразившего вскоре всех своих московских друзей». Сам Ульянов относил работу к периоду экспериментов с колоритом, который он определил как «светлый монохром». Такое направление поисков шло вразрез с требованием времени, «когда многоцветная палитра сделалась обязательной для всех молодых художников».
На картине изображены соученики Ульянова по мастерской Серова. Первым слева стоит Николай Иванович Янченко (1872–1928), который в 1901 году перевелся в Императорскую Академию художеств, член Общества имени И.Е. Репина (1924–1929). Рядом с ним расположился Константин Семенович Кувакин (1864–1945), в будущем участник выставок Товарищества передвижных художественных выставок (1908–1909). На подоконнике сидит Семен Гаврилович Никифоров (1877–1912), портретист и жанрист. Несколько в стороне стоит Алексей Афанасьевич Прокопович (род. 1869), дальнейшая судьба его неизвестна.
В 1901 году Ульянов экспонировал картину на «Выставке, организованной в пользу вспомогательного фонда при Московском обществе любителей художеств».