Захаров Гурий (1926-1994)
Колодец на Ярославской дороге. Из серии «Переславская зима»
1957
Размер - 60 x 80
Материал - бумага
Техника - линогравюра
Инвентарный номер - ГРС-12584
Дар Н.Г. Захаровой, дочери художника, Москва. 2018
На рубеже 50–60-х годов прошлого века молодой московский живописец Гурий Захаров начал часто ездить в недавно открывшийся в Переславле-Залесском Дом творчества художников имени Д.Н. Кардовского. В Домах творчества создавались условия для работы, отдыха и обмена профессиональным опытом, и Захаров увлекся здесь набиравшей популярность техникой гравюры на линолеуме. «Переславль явился трамплином для творчества не одного только Гурия Захарова. Он был неотделим от творчества художников-шестидесятников того направления, которое позже именовалось “суровым стилем”. Линогравюра начинала входить в жизнь, и Захаров надолго связал свое творчество с этим видом эстампа», – писал художник А. Тутунов. Добавим, что уже очень скоро художественная критика стала выделять Гурия Захарова как наиболее заметного и известного советского графика.
Одной из первых линогравюр, сделанных художником, была работа «Колодец на Ярославской дороге». В газетном очерке тех лет сохранилось описание встречи художника с этим сюжетом: «Удивительно красив был древний тихий Переславль, и Захаров с увлечением зарисовывал его улицы, окрестности… Но этого художнику было мало. Раз, проездом на экскурсию, увидел: основательный, под двускатной крышей, колодезный сруб удивительно вписывался в глубину деревенской улицы. На другой день примчался сюда за десятки километров. Ребятишки столпились за спиной у художника. Подошли старики. Выяснилось – колодец знаменит на весь район: глубина в нем – 75 метров, вода – самая чистая. Но что был он красив – как-то не примечали в селе, только сейчас, на картинке, увидели…
Уезжал Захаров вечером. В окно автобуса видел колодец, и месяц стоял над ним, и свет был сумасшедше голубой, как в сказке. “Обождите”, – крикнул художник шоферу. Тот покосился на чудака, минуту простоял лишнюю. Гурий все впитывал – и плоскости снега, и тени, и фигурки девушек в тулупах. Таким покажет он колодец: в свете луны, сказочным и земным».
По рисунку с натуры художник специальными штихелями резал на куске линолеума гравюру, затем накатывал на нее краску и делал отпечаток на бумаге. Искусство гравюры Захаров осваивал самостоятельно, но ему необыкновенно повезло: он имел возможность показывать свои работы и пользоваться советами знаменитого русского гравера В.А. Фаворского. «Колодец на Ярославской дороге» Фаворский видел и очень похвалил.