Поленов Василий (1844-1927)
Теремной дворец в Московском Кремле. Золотая царицына палата. Окно
1877
Размер - 23,9 x 34,4
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2669
Приобретено П.М. Третьяковым у автора
Во время пенсионерской командировки в Европу 1872–1876 годов Василий Поленов задумал написать картину «Пострижение негодной царевны» на сюжет из русской истории. В июне 1877 года, когда художник поселился в Москве, в связи с замыслом он выполнил ряд живописных этюдов с изображением внешнего и внутреннего убранств соборов и дворцов Московского Кремля. Сама картина так и не была осуществлена, а подготовительные работы к ней составили отдельную серию этюдов.
Поленов был очарован древнерусским зодчеством, цветностью и многообразием форм кремлевских построек разного времени. Он выполнил более десяти архитектурных этюдов. Получить точное представление о сюжете и композиции задуманного полотна невозможно, поскольку сведения об эскизах к нему неизвестны.
В кремлевских этюдах для Поленова было важно передать не только архитектурные особенности памятника, но показать его во взаимодействии с природной средой, сохранив свежесть восприятия. Для этого он применял приемы пленэрной живописи, среди которых – использование цветных теней. Его привлекала подвижная игра света, он выбирал эффектные ракурсы, выделял наиболее выразительные фрагменты архитектуры, срезая композицию. Художник добился особой звучности и разнообразия палитры, ему удалось передать благородные цвета древних фресок, разноцветные узоры на стенах и элементах декора зданий Кремля.
На этюде «Золотая Царицына палата. Окно» изображена часть пространства тронного зала русских государынь. Сооружение было возведено на рубеже XV–XVI веков итальянскими архитекторами, а в XIX веке палата стала частью комплекса Большого Кремлевского дворца. По одной из распространенных версий, свое название палата получила благодаря золотофонным росписям интерьера, которые на момент создания кремлевских этюдов Поленова были закрыты стенной живописью XVII столетия и несколькими слоями поновлений масляными красками конца XVIII и первой половины XIX веков. Несмотря на это, художнику удалось создать убедительный образ древнерусской палаты, передать торжественный характер ее убранства.