Ульянов Николай (1875-1949)
Мужской костюм. Эскиз костюма к спектаклю «Мольер» (пьеса М.А. Булгакова)
1934
Размер - 43 x 19
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, акварель
Инвентарный номер - СФ-280
Киселева К.А.
История работы Н.П. Ульянова над оформлением спектакля «Мольер» оказалась не менее драматична, чем судьба самой постановки. Пьесу М.А. Булгакова «Кабала святош» МХАТ принял к постановке в январе 1930 года, но вскоре пьеса была запрещена цензурой, и только спустя полтора года запрет был снят при условии, что автор изменит название пьесы на «Мольер» и внесет изменения в текст. Ульянов подписал договор с театром в 1932 году. По признанию художника, «блеск постановки, большое количество декораций и пышных костюмов – все как бы обещало вознаградить за живописную скупость» оформления «Дней Турбиных» по пьесе Булгакова, которое он выполнил в 1927 году. Ульянов с энтузиазмом принялся за изучение интерьеров и костюмов эпохи Людовика XIV, однако работа над спектаклем затягивалась. Менялись исполнители, мизансцены. Неоднократно К.С. Станиславский, как главный режиссер театра, почти заново перестраивал постановку. У Ульянова возникали разногласия с режиссерами, в итоге за ним остались только костюмы, декорации выполнялись по эскизам П.В. Вильямса.
Премьера состоялась 16 февраля 1936 года и прошла с шумным успехом. Но уже 9 марта в газете «Правда» появилась редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», в которой Булгакова обвиняли в «извращении» и «опошлении» жизни Мольера, а театру досталось за «прикрытие недостатков пьесы блеском дорогой парчи, бархата и всякими побрякушками». К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко приняли решение снять спектакль.
Эскизы костюмов, выполненные Ульяновым, воссоздают весь спектр общества, в котором вращался Мольер: Людовик XIV, Король-Солнце, и придворные, духовенство, актеры и актрисы. Одни из них реальные исторические личности, другие, и к их числу относится этот персонаж, – плод воображения драматурга. На эскизе предстает придворный модник. На голове мужчины рыжий длинноволосый парик, характерный для эпохи Мольера. Шпага на перевязи через плечо указывает, что он находится на военной службе. Обут он в туфли с красными каблуками, неизменные атрибуты костюма дворянина.