Константин Маковский принадлежал к одной из самых выдающихся художественных династий России XIX – XX века. Его отец – Егор Иванович (1802-1886) увлекался живописью и коллекционировал полотна старых мастеров, приобретал полотна современных художников – Василия Тропинина, Ореста Кипренского. Дом Маковских располагался на Пречистинской набережной у Каменного моста в Замоскворечье. Мать живописца, Любовь Корниелиевна (урожденная Молленгауэер), обладала незаурядным оперным голосом и восхищалась способностями Николая Рубинштейна, она передала певческий талант сыну. Однажды без репетиций он заменил артиста Большого театра в постановке «Травиата». В семье все дети – Константин, Владимир, Николай и Александра занимались живописью, начав свой художнический путь с натурного класса, учрежденного их отцом, а позже заложившего основу Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.
Покинув Москву, Константин Маковский прошел обучение в Академии художеств и, не окончив ее, стал одним из участников знаменитого «Бунта 14-ти».
Как вспоминал сын художника, искусствовед и художественный критик Сергей Маковский, на полотне запечатлен один из характерных московских «типов». «Старый слуга отца Алексеич, маленький, щуплый, сморщенный, с серебряной серьгой в ухе. «Алексеич» служил еще в доме отца художника – Е.И. Маковского». Колоритный типаж, изображенный мастером с характерным обаянием, гостеприимно готовит самовар и угощения к чаю. Накрытый кружевным полотенцем только что испеченный хлеб, банка малинового варенья – все напоминает о московском радушии и уюте.