Суд Синедриона. «Повинен смерти!»
Патрон шедевра
Ге Николай (1831-1894)
Суд Синедриона. «Повинен смерти!»
1892
Размер - 201,3 x 297,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2641
Дар Н.Н. Ге, сына художника. 1897
Картина Н.Н. Ге «Суд синедриона. “Повинен смерти!”» написана на евангельский сюжет (Мф. 26: 57-68) и входит в так называемый «Страстной цикл» Ге, темой которого стали последние трагические дни земной жизни Христа. Словно видение на зрителя движется процессия, состоящая из священников и музыкантов, выходящая после ночного заседания синедриона, только что вынесшего Христу смертный приговор.
В картине «Суд синедриона» главным цветовым камертоном становится красный цвет: «Никто никогда не видел ничего подобного этому красному цвету, пожалуй, больше всего похожего на густое вино, видимое так, когда за бокалом – источник света неяркого, например, свечи, или красные догорающие угли в камине. В этой огненной картине не было никакого эффекта, ... Но сам цвет картины был такой глубины и значительности, что только самый грубый человек мог противостоять его действию. Человек же, способный чувствовать, даже не отдавая себе отчета, переживал его чары. Он зачаровывался этим холстом с неясными силуэтами двигающихся фигур. С таинственно выступающими пятнами над светом и тенью различных оттенков отстоя густого красного вина и расплавленного металла…» – писал о картине художник Сергей Романович.
В красном мареве различим первосвященник Иудеи Каиафа (18-37 гг.), он несет Тору, книгу законов. За ним идет, в задумчивости сложив руки, первосвященник Анна (6-15 гг), тесть Каиафы; Никодим, член синедриона и тайный ученик Христа, закрывший лицо руками, изображен в глубине справа. Возглавляет шествие юноша, играющий на псалтири. Этот образ путем не прямых ассоциаций отсылает нас к царю Давиду, предку Христа. Известна иконография «Распятия» с фигурами ангела и царя Давида с псалтирью в руках.
Интерпретировать изображенные лица на картине Ге, искать реальные прототипы пытались уже современники художника. Так, в образе Каиафы находили сходство с Л.Н. Толстым: «Интересно – случайно или нарочно его Каиафа – портрет Льва Николаевича…» – догадывается наблюдательный Илья Репин. Увлеченные этим слаженным праздничным шествием, мы не сразу замечаем истерзанную и жалкую фигуру Христа, над которой глумится толпа. Бросается в глаза сходство облика Христа с Пушкиным последнего года жизни, затравленного сплетнями, враждебностью «светской черни», которого запечатлел художник-любитель И.Л. Линев.
Переворачивающее душу страшное одиночество Христа в последние дни его земной жизни явлено Ге в картине. Перед зрителем проходит убаюкивающий себя красивыми звуками мир, не желающий видеть раздражительную и непривлекательную правду.
Картина «Суд синедриона», привезенная художником на 20-ю выставку Товарищества передвижных художественных выставок в 1892 году, не была допущена к экспонированию по распоряжению президента Академии художеств вел. кн. Владимира Александровича.