Поленов Василий (1844-1927)
Тивериадское (Генисаретское) озеро
1882
Размер - 30,7 x 17,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2759
Дар П.М. Третьякова. 1895
В 1881–1882 годах Василий Поленов совершил первое путешествие на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Вместе с князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру этой страны разных периодов. Примерно столько же они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более ста этюдов с изображением природы, древней архитектуры Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, мало изменились с I века нашей эры.
Живописные этюды были показаны им на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, в связи с чем в Галерее до сих пор находится самая значительная часть этой серии.
Тивериадское, или Генисаретское озеро известно также под названиями Кинне́рет и Галилейское море. Оно связано с событиями новозаветной истории: в городе Капернаум на берегу озера и в его окрестностях Христос проповедовал и совершал чудеса. Поленов выполнил несколько вариантов этюда с изображением камней у берега озера и использовал этот мотив в картине «Мечты» (1894, Саратовский музей имени Александра Радищева).
Особенно восторженно ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стало смелое отношение художника к цвету, передаче световоздушной среды и свежесть натурного впечатления. Леонид Пастернак писал: «Генисаретское озеро раскинулось передо мной во всю свою величавую ширь и мощь… вся гармония красок, взволновавшая меня; все кругом — Поленовская палитра! Только здесь, побывав на местах, запечатленных его кистью, можно понять и оценить во весь рост его огромный живописный талант, здесь только можно понять, как глубоко зачерпнул и как исчерпал он палестинский пейзаж!»