Саврасов Алексей (1830-1897)
Летний пейзаж с дубами
Середина 1850-х
Размер - 73 x 56,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1001
Приобретено у З.М. Меркуловой. 1984
Самая известная в живописном наследии Алексея Саврасова картина «Грачи прилетели» (1871, Государственная Третьяковская Галерея) оказалась настоящим открытием 1-й выставки ТПХВ, став «душой» ее пейзажной части. Выдающийся живописец был первым пейзажистом, открывшим лирическую красоту и выразительность русской природы.
«Летний пейзаж с дубами» написан Саврасовым вскоре после окончания обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Уже в раннем произведении молодого мастера проявились поэтические интонации и особая душевность пейзажного образа. Безмятежная гладь неба с парящими облаками, опушка дубового леса, согретая лучами летнего ласкового солнца, небольшой водоем с застывшим отражением деревьев, растущих на берегу, исполнены художником с искренним любованием. Палитра Саврасова светла и прозрачна – теплые оттенки зеленого и желтого цветов в живописи земли и леса словно окутаны бледно-голубым маревом неба. Чистота и нежность красок сообщает картине неповторимое музыкальное звучание.
Мотивы будничных, неприметных деревенских окраин исполнены Саврасовым с искренним любованием и очарованностью красотой русского пейзажа. Подобное сакральное отношение к природе будет воспринято художниками следующего поколения – Иссаком Левитаном, Михаилом Нестеровым, Сергеем Светославским и многими другими.
С особой благодарностью и отзывчивостью относились к своему любимому наставнику ученики возглавляемого Саврасовым пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Темперамент учителя, его заразительная любовь к природе во многом повлияли на их собственное пейзажное творчество. Коровин о своем педагоге писал: “Большим ростом, сильной и мощной фигурой этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем своей души – его мастерская, класс, был свободнейшим учреждением Школы…”. Неслучайно на здании бывшего Московского училища живописи, ваяния и зодчества имеется всего лишь одна памятная табличка и она посвящена Саврасову как одному из главных русских художников.