Ульянов Николай (1875-1949)
Мольер перед Людовиком
1934
Размер - 43,5 x 28,5
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - СФ-289
Поступило от К.А. Киселевой
История работы Н.П. Ульянова над оформлением спектакля «Мольер» оказалась не менее драматична, чем судьба самой постановки. Пьесу М.А. Булгакова «Кабала святош» МХАТ принял к постановке в январе 1930 года, но вскоре пьеса была запрещена цензурой, и только спустя полтора года запрет был снят при условии, что автор изменит название пьесы на «Мольер» и внесет изменения в текст. Ульянов подписал договор с театром в 1932 году. По признанию художника, «блеск постановки, большое количество декораций и пышных костюмов – все как бы обещало вознаградить за живописную скупость» оформления «Дней Турбиных» по пьесе Булгакова, которое он выполнил в 1927 году. Ульянов с энтузиазмом принялся за изучение интерьеров и костюмов эпохи Людовика XIV, однако работа над спектаклем затягивалась. Менялись исполнители, мизансцены. Неоднократно К.С. Станиславский, как главный режиссер театра, почти заново перестраивал постановку. У Ульянова возникали разногласия с режиссерами, в итоге за ним остались только костюмы, декорации выполнялись по эскизам П.В. Вильямса.
Премьера состоялась 16 февраля 1936 года и прошла с шумным успехом. Но уже 9 марта в газете «Правда» появилась редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», в которой Булгакова обвиняли в «извращении» и «опошлении» жизни Мольера, а театру досталось за «прикрытие недостатков пьесы блеском дорогой парчи, бархата и всякими побрякушками». К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко приняли решение снять спектакль.
Ульянов в подробностях изучил костюм эпохи Людовика XIV. Для И.М. Москвина, первым назначенного на роль Мольера, он выполнил эскиз придворного костюма. Драматург предстает перед королем, замерев в почтительном полупоклоне. На нем расшитый золотом коричневый камзол-жюстокор, из-под больших манжет выпущены кружевные манжеты рубашки. Поверх рубашки надета куртка-веста, на фоне которой эффектно выделяется жабо. Узкие брюки-шоссы застегнуты под коленом на пуговицу, на ногах обязательные белые чулки и черные туфли с красными каблуками. На левом боку – шпага. На голове – рыжий парик с длинными локонами, одна из важнейших примет эпохи.