Поленов Василий (1844-1927)
Нубийская девочка из племени Барабра на острове Элефантин
1881
Размер - 17,4 x 13,4
Материал - холст, наклеенный на холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2709
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1885
В 1881–1882 годах Василий Поленов вместе с князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым совершил свое первое путешествие по странам Ближнего Востока: Египту, Палестине и Сирии. Целью его поездки был сбор материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» (1887, Государственный Русский музей). В Египте они пробыли около двух месяцев, изучая древние памятники культуры этой страны. Примерно столько же путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Их маршрут проходил также через Киев, Румынию, Болгарию и Константинополь, а на обратном пути они на несколько дней остановились в Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и более ста живописных этюдов с изображением природы, архитектуры древнего Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, остались практически теми же, что и в I веке – при жизни Иисуса Христа.
Во время посещения острова Элефантина на Ниле, в черте Асуана, внимание художника привлек внешний вид местных жителей, о чем он рассказывал в письмах: «Асуан торговый городок верхнего Египта, и потому в нем можно видеть множество различных Африканских типов. Попадаются джентльмены центральной Африки, у которых весь костюм состоит из веревочки с кисточками вокруг талии. На острове Елефантине часть населения состоит из верхних нубийцев, гуляющих почти как Бог создал». Экзотический облик нубийцев Поленов зафиксировал и на этюдах, к числу которых относится изображение девочки из племени Барабра.
Восточные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства серия подготовительных работ была допущена к экспонированию наравне с законченными картинами. Тем самым Поленов закрепил за этюдом значимость самостоятельного произведения. Серию практически целиком приобрел с выставки Павел Третьяков.
С особым восторгом ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стало смелое отношение художника к цвету, передача световоздушной среды и свежесть натурного впечатления.