Поленов Василий (1844-1927)
Успенский собор в Москве. Южные врата
1877
Размер - 40,7 x 28
Материал - холст, наклеенный на холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2652
Приобретено П.М. Третьяковым у автора
В начале 1877 года, вскоре после возвращения из Европы после четырехлетней пенсионерской командировки, Василий Поленов увлекся идеей создания картины «Пострижение негодной царевны» на сюжет из русской истории. В июне того же года художник поселился в Москве, где, в соответствии с замыслом, выполнил ряд живописных этюдов с изображением внешнего и внутреннего убранства соборов и дворцов Московского Кремля. Сама картина так и не была осуществлена, а подготовительные работы к ней стали восприниматься как отдельная серия.
Поленов был очарован древнерусским зодчеством, цветностью и многообразием форм кремлевских построек разного времени. Он выполнил более десяти архитектурных этюдов, но не создал ни одного эскиза к картине, так что получить точное представление о сюжете и композиции задуманного полотна невозможно.
В кремлевских этюдах для Поленова было важно передать не только архитектурные особенности памятника, но и изобразить его во взаимодействии с природной средой, сохранив при этом свежесть восприятия. Он фрагментировал композицию, выбирал эффектные ракурсы, чтобы изобразить участки, освещенные солнцем, либо, напротив, погруженные в тень. Его привлекала подвижная игра света, он писал яркими красками, использовал цветные тени, тем самым приближаясь к манере французских импрессионистов.
На одном из этюдов – «Успенский собор. Южные врата» – запечатлен портал храма XV века с нарядной фресковой живописью. Краски наружной росписи, освященные ярким солнцем, особенно заиграли на контрасте с холодной темнотой интерьера, который просматривается сквозь открытый вход в собор. Справа изображен шатер Филаретовой пристройки XVII века – части колокольни Ивана Великого.
Композиция этого этюда воспроизведена в хромолитографии, помещенной в церемониальном альбоме «Описание коронации Александра III» 1883 года издания.