Богаевский Константин (1872-1943)
Днепрострой
1930
Размер - 75,5 x 222
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.15186
Приобретено у автора. 1934
Уроженец Феодосии Константин Фёдорович Богаевский вошел в историю отечественного искусства как автор величественных романтических пейзажей восточного Крыма. Признанный мастер ретроспективного пейзажа, он редко, но всё же обращался и к современным ему темам.
Монументальное полотно «Днепрострой» относится к позднему периоду жизни Богаевского и связано с его творческими поездками по стране. В 1929–1936 годах он был командирован с группой художников в районы индустриализации: на Днепрострой, в Донбасс, Баку, Мариуполь. Возведение гидроэлектростанции на Днепре, включенной еще в план ГОЭЛРО (1918), началось в 1927 году. Сооружение плотины вызвало большой энтузиазм строителей и инженеров, а также художников, которых по разнарядке обязывали писать «стройки коммунизма». Богаевский посетил Днепровскую ГЭС, когда возведение плотины еще не было окончено, но даже в незавершенном виде эпический размах этого грандиозного сооружения производил сильное впечатление.
Картина написана в феодосийской мастерской художника на основе натурных впечатлений и привезенных из поездки зарисовок. Совершенно новая для Богаевского тема больших промышленных строек, «города будущего», несомненно, не была столь близка ему, как родные крымские виды. Однако в заказных работах ему удалось создать свой вариант индустриального пейзажа.
Для решения новой темы Богаевским был избран тот же панорамный принцип композиции, который он часто использовал для видов Крыма. Панорама дала возможность охватить общий вид гигантской стройки, занимающей обширное пространство по обе стороны широкой реки. Художник старательно перечисляет документальные реалии производственного процесса: строительные краны, баржи, лодки, штабеля бревен, возведенные участки плотины, рабочие постройки и т.д. В то же время он не утрирует пафос социалистического строительства, не показывает сверхчеловеческую борьбу с силами природы. Люди в его пейзаже отсутствуют, плоды их деятельности словно бы отделены от человека и предстают естественной частью ландшафта, мирно раскинувшегося под высоким небом с легкими облаками, словно перенесенными из крымских пейзажей художника. Общий светлый охристо-голубой колорит объединяет природное и сотворенное человеком в единое целое и придает картине жизнеутверждающий настрой.