Перов Василий (1833-1882)
Ботаник
1874
Размер - 65,5 x 79
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.394
Поступило по завещанию М.А. Морозова. 1910
В 1870-е годы Перов обращается к жизнеутверждающим темам, ставшим для него просветом в череде мрачных и печальных сюжетов предыдущего десятилетия. Он раскрывает мир, по выражению Ивана Тургенева, «идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных», которые находят отраду в чаще леса или на берегу реки, подальше от мирской суеты.
На картине изображен молодой мужчина, натуралист-любитель, собиратель гербария. Одежда выдает в нем представителя «среднего» сословия: черная шляпа, светлая куртка, темные брюки, бант. Обнаружив интересное растение, герой сосредоточился на объекте изучения, не замечая ничего вокруг. За плечами ботаника – коробка с разными травами. Охотничий пес, верный спутник, навострил уши, что-то учуяв. Напряженное тело и поджатая лапа говорят о готовности собаки защитить своего хозяина.
Перов тщательно прописывает каждый листик, стебелек и полевой цветок многокрасочного цветущего луга. Художник использует охристые, золотистые, рыжие, зеленоватые и коричневые оттенки, создавая своеобразный ковер травы. Лазурное небо, белые перьевые облака, спокойное дневное освещение выразительно дополняют композицию, создавая ощущение летнего тепла, солнечной неги и покоя.
Произведение было представлено на IV передвижной выставке в 1875 году и, к сожалению, было недооценено публикой. Современник в журнале «Всемирная иллюстрация» язвительно описывал эту работу: «Залитый горячими лучами июльского солнца луг и склонившаяся фигура жреца Флоры, вот и весь сюжет этого жанра <…> та же фигура, которая здесь так уныло белеет среди луга, была бы едва ли не эффектнее в лесу, в толпе крестьянок, из которых какая-нибудь воструха с улыбкой, на потеху своих подруг, подавала бы ботанику – ну, хоть соломинку: “какой-де это цветок, барин?”»