Портрет В.И. Даля
Патрон шедевра
Перов Василий (1833-1882)
Портрет В.И. Даля
1872
Размер - 94 x 80,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.390
Приобретено П.М. Третьяковым. До 1893
Владимир Иванович Даль (1801–1872) - писатель, лексикограф, этнограф, составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Но литература и филология – лишь одна из граней его талантливой и деятельной натуры. По своему образованию и первой профессии Даль был врачом. Оставив врачебную практику, он стал чиновником по особым поручениям при губернаторе Оренбурга. Поездки по делам службы ему удавалось совмещать с научными изысканиями, итогом которых стал труд, принесший ему в 1838 году звание члена-корреспондента петербургской Академии наук за собранную коллекцию по флоре и фауне Оренбургского края.
Постоянен был интерес Даля к русскому народному фольклору, им собрано большое количество русских сказок, пословиц и поговорок. Более полувека он работал над «Толковым словарем живого великорусского языка», содержащим около двухсот тысяч слов. За эту работу он был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почетного академика в 1863 году. Словарь Даля и поныне остается самым фундаментальным словарем русского языка. Заключительный этап работы над словарем проходил в Москве, в доме на Большой Грузинской улице, где Даль поселился в 1859 году, уйдя в отставку. В Москву, на Пресню, он привез рукопись словаря, дошедшую до буквы «К», уложенную в узкие коробки, – длинные полоски бумаги, исписанные колонками слов.
Портрет был, вероятно, исполнен по заказу П.М. Третьякова для его галереи портретов «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части». Он был написан в последний год жизни Даля, в пору подведения итогов. Сухой старик, сидящий в «вольтеровском» кресле, покойно сложив руки на коленях, будто созерцает глубину прожитых лет. Весь опыт его достойной, прошедшей в неустанных трудах жизни сконцентрирован в портрете. В облике Даля просвечивают образы старцев Древней Руси. И это неслучайно. В искусстве второй половины ХIХ века носителями идеалов духовности, жизненной мудрости, совестливости предстают прежде всего не церковь и ее служители, а представители интеллигенции.