Поленов Василий (1844-1927)
На хорах храма Софии в Константинополе (Стамбуле)
1882
Размер - 31 x 23,5
Материал - холст на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2793
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1885
В 1881–1882 годах Василий Поленов совершил первое путешествие на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Вместе с князем Семёном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру разных периодов этой страны. Примерно столько же времени они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более ста этюдов с изображением природы, древней архитектуры Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, мало изменились с I века нашей эры.
Живописные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, в связи с чем в галерее до сих пор находится самая значительная часть этой серии.
Дорога Поленова и его спутников лежала через Константинополь, где они остановились на несколько дней. Там наиболее сильное впечатление на них произвел собор Святой Софии, к тому времени давно бывший мечетью. В письме художник делился своими мыслями по поводу этого памятника: «Чудный храм. Жаль, что мозаичные изображения закрашены желтой краской, подражающей золоту, но совсем не передающей его, она тяжелит верхнюю часть здания и наскучает глазу. Воображаю себе, что это за красота была, когда все мозаики были целы и играли своими гармоническими переливами». В этюде «На хорах храма Софии в Константинополе (Стамбуле)» художник сосредоточился на отдельном архитектурном фрагменте, показав благородное сочетание цветов и соразмерность частей грандиозного собора.