Натюрморт со стеклянной посудой
Патрон шедевра
Клюн Иван (1873-1943)
Натюрморт со стеклянной посудой
1926
Размер - 37 x 37
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-16363
Приобретено у С.А. Соловейчик. 2011
Во второй половине 1920-х годов Иван Васильевич Клюн с большим увлечением создавал карандашные и акварельные рисунки, изображающие бытовые предметы, окружавшие художника: настольные лампы, чернильницы, пресс-папье и другие. В одних случаях он ограничивался точной фиксацией вещи, но в таких листах, как «Натюрморт со стеклянной посудой», задача была более сложной. Художник построил композицию, где стеклянные сосуды разыгрывают затейливую мизансцену.
Клюн увлеченно сопоставляет их разнообразие. Перед нами графины и рюмки, бокалы и бутылка, соусник, банка и таинственный сосуд справа, срезанный краем листа. Собранные предметы предстают то строго фронтально, то в профиль, то в ракурсе сверху, как рюмка в центре композиции. Разнятся они и по цвету. Художник выделяет интенсивным цветом вертикальные элементы в глубине слева от центра и горизонтальный срез столешницы, подчеркивает зеленый цвет бутылочного стекла в сопоставлении с нежной окраской прозрачных, бесцветных или едва подцвеченных, сосудов.
В несложном, казалось бы, изображении посуды, вымытой после уютно проведенного вечера за дружеским столом, мастер разыграл богатую оттенками форм и цвета композицию, продемонстрировав сложность и изысканность технических приемов – весь опыт, накопленный годами творческого труда, начиная с крайних авангардистских решений в начале пути.
В молодые годы Клюн был активным авангардистом, интересовался теоретическими проблемами движения, участвовал в разработке декларативных документов. Он работал в разных видах пластических искусств: создавал живописные произведения, скульптуры, рисунки. Творческая жизнь Ивана Васильевича Клюна была долгой и разнообразной.
Он создавал произведения самого разного эмоционального содержания: трагические сцены расстрела или авиационного налета, бодрые, почти плакатные изображения работающих кузнецов, спокойные интимные натюрморты с изображением окружающих мастера предметов. И всегда демонстрировал уверенное мастерство – изобразительное и композиционное.