Диптих «Деревенские похороны» (Правая часть)
Патрон шедевра
Никонов Павел (род. 1930)
Диптих «Деревенские похороны» (Правая часть)
1993
Размер - 280 x 150
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6071/2
Приобретено у автора. 1995
Павел Фёдорович Никонов – признанный мастер отечественной живописи второй половины ХХ века. Диптих «Деревенские похороны» написан в то время, когда художник ежегодно подолгу жил и работал в деревне Алексино недалеко от Калязина Тверской области. Один из ведущих художников-шестидесятников, активный член так называемого левого МОСХа, с середины 1970-х Никонов часто уезжал в деревню и жил там в изоляции от активной социальной и профессиональной жизни. Вскоре быт и уклад деревенской жизни стали привычными для художника, который часть своего дня посвящал живописи, работая в построенной неподалеку от деревенского дома мастерской, а оставшуюся часть – работе на земле. Вероятно, эта смена жизненного уклада со столичного на деревенско-городской, когда год поделен в равных долях на пребывание в Москве и жизнь в Алексине, подсказала Никонову новые темы и послужила толчком для появления нового авторского стиля.
Масштабное полотно «Похороны» отличает повышенная экспрессивность. Свободное изображение всех элементов – неба, строений, людей – придает картине эпическое, вневременное звучание. Композиционно картина построена так, что некоторые ее фрагменты как бы обрушиваются на зрителя. Больше половины холста Никонов отводит изображению неба с бегущими по нему облаками и ярко-желтым пятном солнца. Сама сцена похорон показана в нижней части картины на первом плане, где намечено несколько групп баб в платках, с ними маленькие дети. Левее – мужики, несущие на белой холстине светло-малахитовый гроб, контрастным пятном выделяющийся на сдержанно-охристом фоне. Кажется, сама традиционная процедура похорон имеет для художника второстепенное значение. Намного важнее для него непрерывное течение жизни, состоящее из эпизодов и традиций, связанных с ее началом – рождением – и неизбежным завершением – похоронами. Эта цикличность утверждает целостность бытия и его всеобъемлющих законов, единых для всего живого.