Никонов Павел (род. 1930)
Красный Питер
2015
Размер - 182 x 500
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7610/1-2
Дар автора. 2022
Павел Фёдорович Никонов – народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ (2002 и 2022), профессор. Активный участник культурных событий «оттепели» начала 1960-х, Никонов стал одним из мастеров, с кем связано формирование «сурового стиля». С тех пор уже более шестидесяти лет Павел Никонов участвует в современном художественном процессе. На протяжении этого беспрецедентно долгого и плодотворного творческого пути индивидуальный стиль Никонова не был однородным и трансформировался, отражая основные тенденции в живописи рубежа XX–XXI веков.
Работы, написанные в начале 2000-х, представляют Павла Никонова как оригинального художника-экспрессиониста, работающего в рамках фигуративной традиции. Принадлежащая к этому позднему периоду творчества картина «Красный Питер» обладает монументальностью масштаба и живописной свободой. Для полотна «Красный Питер» Никонов выбирает одну из самых известных панорам Петербурга: стрелку Васильевского острова со зданием Биржи, Ростральными колоннами и Кунсткамерой, к которой через Неву ведет Дворцовый мост. Городской пейзаж написан свободной кистью, широкими мазками, благодаря чему хрестоматийный образ города приобретает обобщенные черты.
Cанкт-Петербург, прежде возникавший в работах Никонова в «революционном» обличье («Смольный. Штаб Октября», 1966, Государственный Русский музей), предстает в ином измерении. На картине изображен Петербург, украшенный красными флагами к одному из государственных праздников (вероятно, к 1 Мая или Дню Победы), что до неузнаваемости меняет знакомый облик Северной столицы. Изменение колористической палитры находит отражение в названии произведения, рождая ассоциацию с другими топонимами (Красная площадь в Москве, Красная улица в Санкт-Петербурге и др.), а также вызывая в памяти слово «красивый» как синоним второму значению слова «красный».
Произведение было показано в 2019 году на персональной выставке в залах Государственной Третьяковской галереи, поступило в собрание музея в 2022 году и пополнило монографическое собрание работ художника, к числу которых относятся «Геологи», «Деревенские похороны», «Пожар» и другие полотна разных лет.