В деревню Алексино близ Колязина Тверской области Павел Никонов впервые приехал в 1972 году. Здесь он вскоре приобрел собственный дом и построил мастерскую. Полотна, написанные в Алексине, постепенно сложились в отдельный цикл, к которому принадлежит и картина «Зимнее солнце».
Тема русской деревни в 1960–1980-е годы волновала многих современников и коллег П. Никонова. В большей степени это относилось к литературному жанру, в котором наиболее ярко проявили себя писатели Фёдор Абрамов, Василий Белов и Валентин Распутин. В изобразительном искусстве в это время сложился целый круг художников, для которых эта тематика стала основополагающей. Среди них Павел Никонов отличается особым взглядом на предмет живописи.
В творчестве Никонова принципиальный «побег» из столицы положил начало поиску нового пластического языка. Полотно «Зимнее солнце» написано в характерной для зрелого периода экспрессивной манере. Широкая работа кистью напоминает технику акварели. Однако трактовка сюжета видится особенно примечательной. Об этом сам автор говорит так: «Когда сидишь и наблюдаешь людей – как одеты, как живет вся эта старая деревня.., тогда все: избы, природа вокруг, фигуры людей, превращаются в единую картину каких-то символов, знаков». В подвижном цветовом потоке мир земной намечен остовами деревенских изб и несколькими фигурами, одна из которых несет коромысло. Этот мир становится частью большой цельной системы, в центре которой, как объединяющий символический ключ, – желто-красное солнце. Все пространство неба залито его светом, а лучи отражаются рефлексами на заснеженной поверхности.
В этом произведении, как и в других работах «алексинского цикла» Павла Никонова, границы материального стерты, в то время как бытовой мотив вовлечен в бесконечный процесс мироздания.