Отец Павла Никонова, Фёдор Павлович, часто позировал художнику, а также его старшему брату Михаилу, который также стал известным живописцем. Портрет 1967 года обращает на себя внимание не столько лаконичностью пластического решения, сколько необычной трактовкой образа, символически отсылающей к событиям прошлого.
В памяти Павла Никонова сохранились смутные воспоминания о раннем детстве, проведенном в Москве. Между тем это время связано с тяжелым испытанием в жизни его родителей. Художник рассказывает: «Каким-то образом они все время уходили от разговоров о годах поры революции, гражданской войны и периоде 1930-х годов. Как будто ничего этого не было. И только позже, когда кончилась Великая Отечественная война, отец вывел нас на пустырь и рассказал о трагической судьбе, которая его постигла».
Фёдор Павлович Никонов (1894–1975), уроженец деревни Аристово Вологодской области, был кадровым военным. Его карьера начала успешно складываться еще до 1917 года. С наступлением революции он перешел на сторону большевиков, принимал активное участие в октябрьских событиях. В гражданскую войну руководил Псковским боевым сектором. Позднее стал одним из организаторов и первых слушателей Академии Генерального штаба Красной Армии, преподавал. Однако в 1929 году отец П. Никонова был арестован, а затем сослан на север Казахстана в город Семипалатинск. Только спустя несколько лет семья смогла вновь воссоединиться.
Человек, далекий от искусства, Фёдор Павлович всячески способствовал тому, чтобы оба его сына стали художниками, освоили профессию, которая никоим образом не могла быть связана с политикой. Именно он подарил первую «взрослую» скрипку внуку Владимиру, ныне успешному музыканту.
Его портрет аскетичен, лишен каких-либо атрибутов и других внешних намеков на «суровую правду». Эта работа стала своего рода преддверием другого, позднего портрета, в котором фигура отца изображена на фоне цвета киновари со светлыми полями обрамления.