Жилой массив «Серафимовский участок». Вид с перекрестка улицы Белоусова и проспекта Стачек. Ленинград
Патрон шедевра
Андреевский Леонид (1894-1938)
Жилой массив «Серафимовский участок». Вид с перекрестка улицы Белоусова и проспекта Стачек. Ленинград
1934
Размер - 16,1 x 23
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-356
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Вид с перекрестка улицы Белоусова и проспекта Стачек» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века благодаря статичности объекта съемки стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли барокко, классицизма, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля «красная дорика», элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Возведение кварталов для рабочих не в исторической застройке, а на пустующих пространствах давало архитекторам размах и свободу творчества.
Работы по проектированию Московско-Нарвского района проводило Бюро планировки Ленинграда, возглавлявшееся архитектором Л.А. Ильиным. Была решена сложная задача размещения жилых кварталов в непосредственной близости от предприятий. Важными условиями были соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное расположение объектов инфраструктуры и транспортных развязок. Проект получил высокую оценку. Он демонстрировался в советском павильоне на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году.
Застройка двух участков – Крыловского (Тракторная улица) и Серафимовского (проспект Стачек) – проводилась в 1925–1928 годах по проектам Бюро стройкома, возглавлявшегося архитектором Г.А. Симоновым, в которое входили ведущие мастера ленинградского авангарда А.И. Гегелло и А.С. Никольский. Зодчие придали домам для рабочих присущие конструктивизму признаки: простые геометрические формы основных объемов, минимум внешнего декора, сдвинутые, разнообразно объединенные выступающие элементы фасадов, большие оконные проемы.
Угловые здания Серафимовского участка, выходящие на проспект Стачек, четырехэтажные. По замыслу архитекторов, они фланкируют въезд на улицу, отходящую от проспекта, тем самым придавая центральной магистрали района большую величественность. Вдоль улицы Белоусова застройка развивается трехэтажными зданиями. Дома № 29 и 31 по проспекту Стачек связаны узкой аркой с дополнительной перемычкой сверху, что придает зданиям визуальную сочлененность, впечатление фасадной застройки, свойственной историческим кварталам города. Дань неоклассике – светлый профилированный карниз, проложенный по фасадам четырехэтажных сооружений над третьим этажом и динамично переходящий под крышу трехэтажного дома № 3 по улице Белоусова.

другие работы автора