Фотография «Батенинский жилой массив. Южная часть» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века благодаря статичности объекта съемки стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли барокко, классицизма, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля «красная дорика», элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Возведение кварталов для рабочих не в исторической застройке, а на пустующих пространствах давало архитекторам размах и свободу творчества.
Проектирование жилья для трудящихся имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Оно шло по двум направлениям – создание домов-коммун, где обобществление быта было почти радикальным, и возведение жилмассивов, то есть кварталов домов, состоящих из отдельных квартир с минимумом удобств, но находящихся рядом с баней, столовой, прачечной, детским садом и школой, спортивной площадкой, домом культуры. Транспортные магистрали задумывались сразу. Рабочий не должен тратить много времени на дорогу до предприятия, отвлекаться от строительства социализма на быт, уход за детьми, выбор мест и способов проведения досуга. В начале 1930-х годов сформировался архитектурный ансамбль Лесного проспекта на Выборгской стороне. Он состоял из жилых массивов, примыкавших друг к другу, созданием которых занимались разные проектные организации. Все здания были построены в модном тогда конструктивистском стиле.
Проект Батенинского жилмассива был создан архитекторами Проектного бюро стройкома Т.Д. Канценеленбоген, В.Р. Соломоновым, П.С. Степановым, В.А. Жуковской, Б.Р. Рубаненко под руководством Г.А. Симонова и построен в 1930–1933 годах на пустующем участке у Финляндской железной дороги, на пересечении улицы Батенина и Лесного проспекта. Жилмассив разделялся на северную и южную часть Диагональной улицей. Он предназначался для работников заводов «Красная заря», «Красная нить», «Красный октябрь», ЛМЗ им. Сталина, завода им. Карла Маркса. Архитекторы использовали не свойственный конструктивизму прием фасадной застройки. На фотографии длинная лента первого и второго корпусов дома № 37 на Лесном проспекте. Монотонность симметричных пятиэтажных фасадов разбивает двухэтажное здание универмага, встроенное между корпусами. Две трехпролетные арки делают его похожим на галерею на столбах. Галереи с ленточным остеклением были знаковым элементом конструктивистской архитектуры. На снимке видно, что эффект сплошного остекления достигнут при помощи окрашивания в темный тон простенков между окнами. Экономия средств была важнейшим условием для проектировщиков.