Фотография «Школа № 120 им. КИМа. Корпус старших классов» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века благодаря статичности объекта съемки стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли барокко, классицизма, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля «красная дорика», элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование жилья для трудящихся имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Жилмассивы обладали развитой инфраструктурой, включавшей бани и прачечные, фабрики-кухни и универмаги, дома культуры и стадионы, детские сады и школы. Большое внимание государства и принявших социальный вызов архитекторов было уделено строительству учебных заведений. СССР были необходимы молодые строители социализма, чье сознание с детства формировалось в соответствии с правильной политической доктриной. Школы нового типа, рассчитанные на тысячи мест и новаторские программы, появились в рабочих районах Ленинграда в конце 1920-х – начале 1930-х годов.
На фотографии – вид на северное крыло здания школы № 120 им. КИМа с улицы Бабушкина. Школа была построена в 1927–1929 годах по проекту архитектора Г.И. Симонова. Рассчитанная на 1500 учащихся, она была одной из крупнейших и образцовых в городе. Здание, состоящее из трех корпусов, соединенных переходом, построено по принципам функционального зонирования. Школа отступает от перекрестка улиц Ткачей и Бабушкина вглубь участка, обрамляя квадратную озелененную площадь. Корпус старших классов представляет собой два соединенных пяти- и шестиэтажных прямоугольных объема, увенчанных куполом обсерватории, и является высотной доминантой района. Горизонтальную динамику подчеркивают соединенные по три окна классов. Темные узкие простенки между ними создают впечатление ленточного остекления. В угол торца врезан козырек входной группы, превращающий параллелепипед корпуса в пространственно сложный многогранник. Горизонтальная динамика простых геометрических объемов большого сооружения, благодаря которой его интерьеры наполняются светом, тональные контрасты темных ленточных окон и больших плоскостей светлых стен позволяют отнести его к лучшим примерам ленинградского архитектурного авангарда.
В настоящее время в здании расположена школа № 327 Невского района Санкт-Петербурга.