Фотография «Школа № 5 Нарвского района» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века благодаря статичности объекта съемки стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли барокко, классицизма, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля «красная дорика», элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера.
Проектирование жилья для трудящихся имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Жилмассивы обладали развитой инфраструктурой, включавшей бани и прачечные, фабрики-кухни и универмаги, дома культуры и стадионы, детские сады и школы. Большое внимание государства и принявших социальный вызов архитекторов было уделено строительству учебных заведений. СССР были необходимы молодые строители социализма, чье сознание с детства формировалось в соответствии с правильной политической доктриной. Школы нового типа, рассчитанные на тысячи мест и новаторские программы, появились в рабочих районах Ленинграда в конце 1920-х – начале 1930-х годов.
На фотографии – вид на здание школы № 5 Нарвского района с проспекта Стачек. Школа, построенная в 1930–1932 годах по проекту архитектора И.И. Фомина и рассчитанная на 1640 учащихся, была одной из крупнейших в городе. Практиковавшийся в то время бригадно-лабораторный метод обучения был учтен в проекте. Большую часть площади занимали кабинеты и лаборатории. На снимке Л.Г. Андреевского виден торец основного корпуса, где находились актовый зал и вестибюль. Параболический объем мощно выдвигается к проспекту, опираясь на круглые колонны. Динамику подчеркивают ленточные окна, опоясывающие сооружение, и прямоугольный объем лестничных клеток, расчленяющий фасад. Круглый корпус столовой соединен с учебным корпусом переходом-галереей на тонких столбах, образующим арку – вход во двор школы. Скругленный фасад основного корпуса школы был разрушен во время артобстрелов в 1941 году.