Поленов Василий (1844-1927)
Некрополь в Гизе, близ Каира
1881
Размер - 12,9 x 17,8
Материал - холст, наклеенный на холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2683
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1885
В 1881–1882 годах Василий Поленов совершил первое путешествие на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Вместе с князем Семёном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру разных периодов этой страны. Примерно столько же времени они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более ста этюдов с изображением природы, древней архитектуры Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, мало изменились с I века нашей эры.
Живописные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, в связи с чем в Галерее до сих пор находится самая значительная часть этой серии.
Во время поездки по Египту Поленов выполнил несколько этюдов с изображением Великих пирамид в Гизе и Сфинкса с разных ракурсов. На небольшом по размеру произведении из Третьяковской галереи три пирамиды, окрашенные лучами восходящего солнца в розовый цвет, в мягком утреннем свете подобны зыбкому миражу. Перед ними изображено зеленое поле и канал, контрастирующие с пустыней на втором плане.
Во время второго путешествия на Восток в 1899 году художник выполнил этюд, находящийся в Музее-заповеднике В.Д. Поленова, на котором пирамиды показаны практически с того же места, но точка зрения взята снизу и выбрано другое время суток, когда солнечный свет более интенсивный, так что в поздней работе создан хрестоматийный образ желтоватых пирамид на фоне ясного голубого неба.