Андреевский Леонид (1894-1938)
Фотография. Ушаковские бани «Гигант». Вид с Турбинной улицы. Ленинград
1934
Размер - 13,9 x 23,6
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-313
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Ушаковские бани “Гигант”. Вид с Турбинной улицы» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский (1894–1938) был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века была одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, в котором сохранились великолепные ансамбли барокко, классики, модерна, были особенно сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование общественных зданий имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия).
Сооружениями, несущими по замыслу градостроителей тех лет новые социокультурные функции, были и общественные бани. Гигиенические функции районных бань были очевидны, в большинстве жилых домов ванные не предусматривались. В соответствии с идеей воспитания коллективизма путем максимального обобществления быта предполагалось, что бани будут еще и местом проведения свободного времени. Бани «Гигант» построены в 1928–1930 годах на Ушаковской улице по проекту архитекторов А.С. Никольского, В.М. Гальперина и А.В. Крестина, в котором использованы приемы супрематической и функциональной архитектуры. В здании предполагалось сделать солярий на крыше и открытый бассейн во внутреннем дворе. Бани были возведены рядом с профилакторием Кировского района и стадионом «Красный путиловец» и должны были стать, как римские термы, местом проведения досуга, общения и оздоровления трудящихся. Они были рассчитаны на 4000 посещений в день. Огромное здание, состоящее из двух горизонтальных корпусов раздевалок, соединенных полуцилиндром помещений высоких температур и многочисленных служебных построек, акцентировало угол квартала, было его архитектурной доминантой. Бани «Гигант», построенные из старого и силикатного кирпича, впитывающего влагу, в настоящее время находятся в полуразрушенном состоянии.

другие работы автора