Андреевский Леонид (1894-1938)
Фотография. «Круглая баня» в Лесном. Ленинград
1934
Размер - 16,5 x 22,3
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-333
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «“Круглая баня” в Лесном» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский (1894–1938) был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века была одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография служит объективным историческим источником.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, в котором сохранились великолепные ансамбли барокко, классики, модерна, были особенно сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование общественных зданий имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия).
Сооружениями, несущими по замыслу градостроителей тех лет новые социокультурные функции, были и общественные бани. Гигиенические функции районных бань были очевидны, в большинстве жилых домов ванные не предусматривались. В соответствии с идеей воспитания коллективизма путем максимального обобществления быта бани строились и как место проведения свободного времени.
Шедевром конструктивизма стал проект «Круглой бани», построенной в 1927–1930 годах по проекту архитекторов А.С. Никольского, В.М. Гальперина, Н.Ф. Демкова, А.В. Крестина на Малой Спасской улице. По замыслу А.С. Никольского, это был крытый бассейн, вокруг которого располагались помещения для мытья. Изящное и пропорциональное сочленение сферы (основной функциональной части здания) и параллелепипеда (входной группы помещений) делает сооружение произведением объемного супрематизма. Все части здания были максимально функциональны, утопленный в землю цилиндр влажной зоны позволял экономить тепло, большие витражи входной зоны – соляризовать помещения. Цилиндрическая часть по проекту должна была быть перекрыта стеклянным сферическим куполом, по окружности которого располагались солярии. К ним с земли должны были вести пандусы. Но из-за отсутствия средств проект был осуществлен не полностью. Здание построили из силикатного и бывшего в употреблении кирпича, который впитывал влагу и разрушался.

другие работы автора