Фотография «Дворец культуры имени А.М. Горького» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский (1894–1938) был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века была одним из первых жанров светописи из-за статичности объекта съемки и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография служит объективным историческим источником.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, в котором сохранились великолепные ансамбли барокко, классики, модерна, были особенно сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование общественных зданий имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия).
Новым типом зданий стали дворцы и дома культуры, где под одной крышей располагались кинотеатры, концертные, спортивные, репетиционные залы, библиотеки, музыкальные школы, помещения для кружков и многое другое. Заказчиками их были районные советы и предприятия города. На площади Стачек в 1925–1927 годах по проекту архитекторов А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевского, инженера В.Ф. Райляна был возведен Дом культуры Московско-Нарвского района, переименованный в 1929 году во Дворец культуры имени А.М. Горького. Он строился одновременно с комплексом Тракторной улицы и был первым в стране сооружением подобного назначения. Дворец культуры стал одним из ключевых произведений ленинградского авангарда. В его облике строгость и монументальность сочетается с внутренней экспрессией. Благодаря сочетанию принципов конструктивизма с приемами других стилевых направлений архитекторам удалось органично вписать здание в панораму площади Стачек, на которой высятся Нарвские триумфальные ворота, возведенные в 1827–1834 годах по проекту архитектора В.П. Стасова.
На фотографии – компактное симметричное здание, выходящее на площадь выпуклой стороной дуги. В центре в сплошном витражном остеклении – внешняя стена зрительного зала, разделенная вертикальными лопатками. Справа и слева ее фланкируют повышенные прямоугольные объемы лестниц, к которым примыкают крылья клубной части. В них расположены кинозал, библиотека, спортивный зал, помещения кружков. Эффектно окрашенное в красный и светло-серый цвет здание стало архитектурной доминантой района. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже А.И. Гегелло был удостоен Гран-при за проект Дворца культуры имени А.М. Горького.