Андреевский Леонид (1894-1938)
Фотография. Новый учебный корпус Технологического института. Ленинград
1934
Размер - 16,7 x 22,2
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-337
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Новый учебный корпус Технологического института» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский (1894–1938) был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века была одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, в котором сохранились великолепные ансамбли барокко, классики, модерна, были особенно сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование общественных зданий имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Большое внимание государства и принявших социальный вызов архитекторов было уделено строительству учебных заведений. СССР были необходимы молодые строители социализма, чье сознание формировалось в соответствии с правильной политической доктриной.
Здания высших учебных заведений часто встраивались в городскую среду центральных районов Ленинграда, поэтому они должны были гармонировать с исторической застройкой. В 1933 году по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского на Московском проспекте был построен новый учебный корпус Технологического института. Слева здание примыкало к дому Ф. Сиражина, построенному в 1831 году по проекту архитектора В.А. Глинки, и образовывало с ним единый фасад. На гладкой стене учебного корпуса при помощи декора были имитированы внешние признаки конструктивизма. Благодаря темным промежуткам между окнами создается впечатление ленточного остекления. Светлые оштукатуренные стены трех верхних этажей кажутся выступающей вперед частью здания, нависающей над темными нижними этажами. Признаком стиля служит высокий витраж над входной группой и подчеркивающая перспективу, немного выступающая правая часть здания.

другие работы автора