Андреевский Леонид (1894-1938)
Фотография. Дворец культуры имени А.М. Горького. Зрительный зал. Ленинград
1934
Размер - 17,4 x 23,4
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-353
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Дворец культуры имени А.М. Горького. Большой зрительный зал» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский (1894–1938) был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века была одним из первых жанров светописи из-за статичности объекта съемки и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография служит объективным историческим источником.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, в котором сохранились великолепные ансамбли барокко, классики, модерна, были особенно сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование общественных зданий имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия).
Новым типом зданий стали дворцы и дома культуры, где под одной крышей располагались кинотеатры, концертные, спортивные, репетиционные залы, библиотеки, музыкальные школы, помещения для кружков и многое другое. Заказчиками их были районные советы и предприятия города. На площади Стачек в 1925–1927 годах по проекту архитекторов А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевского, инженера В.Ф. Райляна был возведен Дом культуры Московско-Нарвского района, переименованный в 1929 году в Дворец культуры имени А.М. Горького. Он строился одновременно с комплексом Тракторной улицы и был первым в стране сооружением подобного назначения. Большой зрительный зал полукруглой формы служил ядром архитектурной композиции, определял этажность и конфигурацию здания. Он был рассчитан на 2200 зрителей. При проектировании помещения были учтены требования заказчика: обеспечение легкого доступа в президиум с любого места, естественное освещение, возможность увеличения вместимости зала до 3000 человек.
На фотографии – вид из кулуар-фойе. Фотограф запечатлел дуги балкона, охватывающего пространство с трех сторон, боковых лож, ступенчато спускающихся вдоль стен, и верхних малых лож. Вертикаль подчеркивают каннелюры барьеров лож, светлые тяги стены. Кессонный белый потолок объединяет весь интерьер. А.И. Гегелло считал Большой зал своим самым удачным произведением, он писал: «Я вложил в него всё лучшее, что мне удалось воспринять из классической архитектуры, что лежит в ее основе и составляет неповторимую прелесть – ясность, логичность и простоту композиции, сохранив в то же время свежий, современный характер архитектуры». В 1937 году на Всемирной выставке в Париже архитектор был удостоен Гран-при за проект Дворца культуры имени А.М. Горького.

другие работы автора