На протяжении всей жизни Николай Ге постоянно обращался к евангельским сюжетам. Интерес к событиям Священной истории возник у него еще в Италии во время пенсионерской поездки (1857–1863). После успеха
«Тайной вечери» (1863) и награждения званием профессора его не оставляло желание написать нечто подобное по размаху, глубокое по содержанию, качественное по исполнению. В процессе творческих поисков Ге остановил свой выбор на разработке темы «Христос в Гефсиманском саду» (1869–1887). Замысел нескольких других картин дошел до нас только в виде графических и исполненных маслом эскизов, среди которых «Христос перед Анной».
Согласно Евангелию (Ин. 18: 12–13, 19–24), первый допрос Христа проходил в доме Анания (сокращенное имя – Анна), тестя первосвященника Каиафы. Он имел большой авторитет в иудейском обществе, хотя к тому времени уже не обладал официальными полномочиями судьи. Допрос у Анны проходил ночью, он был коротким, без членов синедриона и свидетелей, но именно с этого эпизода начинаются самые тяжелые испытания Христа.
Свободная раскованная кисть всполохами ярких насыщенных красок передает накаленную атмосферу идейного конфликта между Христом и отставным первосвященником Анной. Ге заливает горячим желтым светом пространство картины, подобно вспышке молнии, от которой образуются темные резкие тени на стене. Нервный отрывистый рисунок кистью намечает пластические контуры фигур и отдельные композиционные детали в изображении дверей, подсвечника, факелов, копья, лестницы.
Экспрессивная многослойная материя картины вызывает ассоциации с колористическими открытиями художников уже ХХ века. В наши дни живописный холст, выполненный в качестве подготовительной работы, воспринимается как законченное станковое произведение.