Тивериада
Патрон шедевра
Поленов Василий (1844-1927)
Тивериада
1882
Размер - 32,4 x 64,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2753
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1885
Тивериада (или Тверия, Тиберия) – город на берегу Тивериадского (Генисаретского) озера с сохранившейся крепостью крестоносцев, показанной на этюде Поленова. Художник посетил эту местность в феврале 1882 года, и в произведении передано ощущение ясного солнечного дня с яркой по-весеннему зеленью молодой травы и красными анемонами. Здесь соединились образы, по отдельности запечатленные в других этюдах художника: белоснежная вершина горы Хермон, живописные берега Генисаретского озера и замок в Тивериаде, который только на этом этюде представлен целиком.
Эта работа относится к серии из более ста этюдов с изображением природы, древней архитектуры Востока и местных типов, созданных художником по впечатлениям от путешествия 1881–1882 годов на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Вместе с князем Семёном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру этой страны разных периодов. Примерно столько же они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.
Живописные этюды были показаны им на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, и в Галерее находится самая значительная часть этой серии.
Особенно восторженно ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стало смелое отношение художника к цвету, передача световоздушной среды и свежесть натурного впечатления. Леонид Пастернак писал: «Генисаретское озеро раскинулось передо мной во всю свою величавую ширь и мощь <…> Вся гармония красок, взволновавшая меня; все кругом – поленовская палитра! Только здесь, побывав на местах, запечатленных его кистью, можно понять и оценить во весь рост его огромный живописный талант, здесь только можно понять, как глубоко зачерпнул и как исчерпал он палестинский пейзаж!»