Поток в Баниасе, древней Кессарии Филипповой
Патрон шедевра
Поленов Василий (1844-1927)
Поток в Баниасе, древней Кессарии Филипповой
1882
Размер - 11,2 x 18,4
Материал - холст, наклеенный на холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2770
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1885
Кесария Филиппова, или Баниас, древний город в Северной Галилее на склоне горы Хермон, – это самая северная точка земного пути Христа, которую Он посетил накануне Преображения на горе Фавор. На своем пейзажном этюде с изображением этой местности Поленов запечатлел бурный ручей, один из притоков Иордана, с перекинутым через него низким мостом. Это произведение – одно из немногих в серии художника, на котором изображен не ясный солнечный день, а беспокойное состояние природы, на что указывает драматургия светотени.
Работа относится к серии из более ста этюдов, созданных художником по впечатлениям от путешествия 1881–1882 годов на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Вместе с князем Семёном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру этой страны разных периодов. Примерно столько же они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.
Живописные этюды были показаны им на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, и в Галерее находится самая значительная часть этой серии.
С особым восторгом ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стало смелое отношение художника к цвету, передача световоздушной среды и свежесть натурного впечатления. Александр Головин писал о Поленове: «Его этюды – палестинские и египетские – радовали глаз своей сочностью, свежестью, солнечностью. Его палитра сверкала, и уже одного этого было достаточно для того, чтобы зажечь художественную молодежь».