Алексей Саврасов родился в Москве в семье мещанина, затем причисленного к купеческому сословию. Образование, а также педагогическая деятельность пейзажиста связаны с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Здесь он учился в 1844–1850 годах, а в 1857-м возглавил пейзажный класс. В 1860 году Саврасов был избран в состав комитета Московского общества любителей художеств, на средства которого спустя два года совершил поездку на Всемирную выставку в Лондоне, а также посетил Францию, Данию, Швейцарию, Германию. Саврасов принял участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок. Он был членом правления Товарищества, распорядителем его московского отделения, до 1881 года участвовал в передвижных выставках. В 1882-м был уволен из Училища и в последние годы жизни бедствовал и сильно нуждался.
Важную роль в становлении Саврасова-художника сыграл его учитель Карл Рабус. Стоявший у истоков московской пейзажной школы, он стремился придать видописи национальный характер, привлечь внимание художников к отечественным архитектурным и природным достопримечательностям. Во время учебы Саврасову также очень помог обер-полицмейстер Москвы генерал-майор И.Д. Лужин, состоявший членом Московского художественного общества. Узнав о способностях мальчика к живописи, вместе с Рабусом он способствовал тому, чтобы Саврасова приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Пейзаж «Камень в лесу у Разлива» – одна из наиболее ранних из сохранившихся работ Саврасова. Вид исполнен в имении Лужина Григорово Дмитровского уезда Московской губернии, располагавшемся близ железнодорожной станции Влахернская. Саврасов отказался в картине от традиционного панорамного построения, характерного для академической видописи, – протяженности пространства, постепенности развития планов. Художник словно выхватывает из окружающего пейзажа интересующий его ландшафтный фрагмент, изображая огромный каменный валун и окружившие его стволы могучих деревьев, чьи верхушки скрыты за пределами холста. Сумрак и теснота, царящие здесь, контрастируют с голубизной далекого, почти безоблачного неба. Романтический характер вида продолжен и в жанровой сценке. Дети, укрывшиеся от опеки взрослых, изображены словно на границе неизведанного мира и напоминают героев книг, где описываются путешествия и приключения в далеких странах и землях. Даже трудно предположить, что где-то рядом усадьба, а неподалеку большой город. И в необычном пейзажном сюжете, и в его живописной интерпретации уже явно ощутим интерес Саврасова к поэтической передаче красоты родной земли.
За эту работу и картину «Вид Московского кремля при лунном освещении» (местонахождение неизвестно) Саврасов получил в 1850 году звание неклассного, то есть свободного художника.