1860-е годы стали решающими в формировании неповторимого почерка Саврасова-пейзажиста. Сложились его тематические предпочтения, во многом определилась и живописная манера. Саврасов изначально тяготел к изображению окружающей его родной природы, продолжая традицию, заложенную в московской школе живописи Карлом Рабусом – наставником Саврасова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1857 года и сам Саврасов возглавил пейзажный класс в родном Училище. Важнейшим методом обучения он сделал работу с натуры, причем вне зависимости от сезона и погодных условий. Простота мотивов и умение выразить в них душевное состояние, пробуждаемое атмосферой весеннего дня или осенней поры, – впервые эти свойства пейзажной живописи во всей целостности проявились именно в картинах Саврасова. Можно сказать, что с творчеством художника в русскую живопись вошло понятие лирического пейзажа.
Саврасов неоднократно писал виды в окрестностях деревни Мазилово неподалеку от Москвы. Известная с XVII века, деревня принадлежала боярам Милославским, затем дяде Петра I Льву Кирилловичу Нарышкину, в XIX столетии здесь располагались дачи, а в середине XX века район вошел в городскую черту. Приметы и характер здешней местности нашли отражение в нескольких работах Саврасова, деревенский ландшафт был запечатлен им в разное время года. Картина «Вид на Москву от Мазилова» выделяется среди подобных пейзажей панорамной композицией и сложным овальным форматом. Непростой была и живописная задача – изобразить порывы сильного ветра, от которого клонятся ветви деревьев, игру света и тени от стремительно бегущих дождевых облаков. Грозовая атмосфера и контрасты освещения преображают идиллический сельский вид, в далекой перспективе которого на фоне сумрачного неба ярко выделяется архитектурный силуэт древней столицы.
Национальный характер творчества Саврасова стал очевиден современникам после его поездки за рубеж в середине 1860-х годов. Глядя на виды Швейцарии, представленные мастером на постоянной выставке Общества поощрения художеств, московский знаток искусства Н.А. Рамазанов с гораздо большим удовольствием вспоминал пейзажи, «какими художник дарил публику в былую пору во время работ своих в Кунцеве». Ими Рамазанов откровенно восхищался: «Лес, прибрежья, долины, писанные им не далее как в окрестностях Москвы, были так привлекательны!»