Андреевский Леонид (1894-1938)
Здание Всесоюзной академии железнодорожного транспорта имени Сталина. Левое крыло. Вид с Кронверкского проспекта. Ленинград
1934
Размер - 18 x 23,1
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-312
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Здание Всесоюзной академии железнодорожного транспорта имени Сталина. Левое крыло. Вид с Кронверкского проспекта» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский (1894–1938) был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось о том, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи из-за статичности объекта съемки и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – объективный исторический источник.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, в котором сохранились великолепные ансамбли барокко, классицизма, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование общественных зданий имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Большое внимание государства и принявших социальный вызов архитекторов было уделено строительству учебных заведений. СССР были необходимы молодые строители социализма, чье сознание формировалось в соответствии с правильной политической доктриной.
Здание Всесоюзной академии железнодорожного транспорта имени Сталина было возведено по проекту архитекторов Г.А. Симонова, П.В. Абросимова, А.Ф. Хрякова в 1931–1933 годах на Петроградской стороне. Под строительство был выделен участок сложной формы, определившей криволинейные очертания основного корпуса. На фотографии – часть здания, в которой располагались аудитория и вестибюль, представляющая собой клиновидный объем, парящий над землей. Эффект достигается тем, что выдвинутый вперед острый угол здания опирается на единственный столб. Приметы стиля – огромные витражные окна на фасаде, дополненные полосами ленточного остекления лестниц.
В настоящее время в здании располагается студенческое общежитие Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

другие работы автора