Фотография «Фабрично-заводская школа № 173 в Лесном» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи из-за статичности объекта съемки и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография служит объективным историческим источником.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители разных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли эпохи барокко, классики, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование жилья для трудящихся имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Жилмассивы обладали развитой инфраструктурой, включавшей бани и прачечные, фабрики-кухни и универмаги, дома культуры и стадионы, детские сады и школы. Большое внимание государства и принявших социальный вызов архитекторов было уделено строительству учебных заведений. СССР были необходимы молодые строители социализма, чье сознание с детства формировалось в соответствии с правильной политической доктриной. Школы нового типа, рассчитанные на тысячи мест и новаторские программы, появились в рабочих районах Ленинграда в конце 1920-х – начале 1930-х годов.
На фотографии – вид на лестничную башню и торец здания образцовой фабрично-заводской школы № 173. Построенная в 1929–1930 годах по проекту архитекторов А.С. Никольского, В.М. Гальперина, А.А. Заварзина, она была рассчитана на 1000 учащихся. Школу прикрепили к профсоюзу рабочих электролампового завода «Светлана», и помимо общих знаний учащиеся получали начальную профессиональную подготовку. В подвале здания располагалась кузница, на первом этаже – столярные мастерские.
Сооружение было ультрасовременным, архитекторы сочетали в нем принципы функционального зонирования и супрематизма. Учащиеся первой и второй ступени размещались в крыльях с отдельными входами, мастерские и учебные классы – на разных этажах. В школе также имелись медсанчасть, кабинеты и лаборатории, столовая и актовый зал, обсерватория, квартиры для преподавателей и персонала. Здание представляло собой динамическую супрематическую конструкцию из сочлененных, разных по размеру светлых параллелепипедов, опоясанных темными лентами окон. Оно располагалось на большом озелененном участке.
На снимке Л.Г. Андреевского – светлый двухэтажный корпус с полосой псевдоленточных окон, обращенный к улице глухим торцом, врезается под прямым углом в лестничную башню с витражным остеклением. Первый этаж корпуса и стойки-опоры окрашены в темный тон, что создает впечатление, будто белый параллелепипед свободно парит над землей. Здание, одно из лучших произведений ленинградского авангарда, было сильно перестроено. В настоящее время в нем располагается ВНИИ телевидения.