Плавинский Дмитрий (1937-2012)
Капище
1978
Размер - 16 x 48 x 37
Материал - дерево, оргалит
Техника - гипс, темпера
Инвентарный номер - НТ О-91
Поступило из музея-заповедника «Царицыно». 2002
Дмитрий Петрович Плавинский – российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. После окончания Московского областного художественного училища имени 1905 года он много путешествовал, открывая для себя новые лики земли и чужие культуры: побывал на Русском Севере и в республиках Центральной Азии, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Молдавии. Художник не делил мир на Восток и Запад, его в равной мере интересовали язычество и христианство, буддизм и ислам. Через эти путешествия Плавинский пришел к убеждению, что мир един, а удаленные друг от друга географически и исторически культуры дополняют друг друга, составляя общую культуру.
Исключительно плодотворными для формировании творческой индивидуальности Плавинского стали поездки по российской глубинке – в Псков, Великий Новгород, Ферапонтово, Ярославль, Кострому, где он изучал древнерусское искусство и славянские древности. Полученный в поездках опыт, размышления о путях истории и судьбах культур легли в основу творческого метода, который сам художник назвал «структурным символизмом». Из различных культур – языческой, христианской, исламской, в которых целостная картина мира распадается на последовательность символических образов и объектов, погруженных в толщу прошедших времен, художник извлекает отдельные артефакты и заново воссоздает их в своих произведениях.
Таким объектом стало «Капище» – своеобразная авторская реплика языческого славянского святилища в виде шести капей-идолов, установленных вокруг круглого жертвенника. «Воскрешение прошлого» здесь носит прямой и конкретный характер. Плавинский не стилизует, а утверждает непрерывность времени. Создавая пластическую «цитату» из древнеславянской истории, включая ее в корпус своих произведений, художник предлагает собственную версию абсолютного искусства, в котором «линии судьбы разновременных культур человечества, переплетаясь друг с другом», складываются в образ «Единого Времени».