Дмитрий Плавинский – один из самобытнейших художников-нонконформистов второй половины ХХ века. Для советских неофициальных художников характерно конструирование крайне индивидуального художественного языка и собственной мифологии. В этом смысле творческим «стержнем» для поисков Плавинского стала палеография, которая всегда была предметом интереса художника – он много ездил и по Средней Азии, и по русской равнине, где изучал древнерусские летописные книги, надписи на фасадах храмов, иконах и монументальные росписи церквей. Это обусловило внимание Плавинского не столько к внешнему образу, но и к его изобразительной и смысловой структуре, выраженной во фрагменте целого, – будь это травы для офортов, отпечаток собственной ладони с линиями жизни, спилы деревьев, жизнь природы с изображением насекомых или старинный текст. Такие фрагменты-образы становились своеобразными символами, с помощью которых Плавинский исследовал мир природы, мир времени и пространства. Фрагменты приобретали ту степень обобщения, которая преображала их в протообраз мироздания.
В Работе «Слово», созданной в характерной «палеографической» стилистике, возникает образ, соотнесенный с первыми словами Священного писания: «В начале было Слово…». На глазах зрителя «слово», многократно повторенное по определенной схеме, уподобляется звуку эха, усилившего воздействие произнесенного. Фактура живописи превращена в многослойный рельеф, где в сочетании с нарочитыми живописными утратами, эффектным рисунком кракелюра надписи проступают через толщу красочных слоев, будто проявляясь сквозь время. При внешней законченности визуальное восприятие картины производит впечатление «non finito», намеренной незаконченности, которое погружает зрителя в смыслы и символы, предлагает ему домысливать и сопереживать творческому акту. В этом приеме воплотилось то, что сам художник назвал методом структурного символизма.
Дмитрий Плавинский – это явление, в котором сплелись традиция и актуальность. Традиция – с точки зрения ремесла, актуальность – в стремлении сложный в своей структуре образ наполнить не менее сложным философским размышлением о Вселенной.