Дмитрий Петрович Плавинский – российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. Вскоре после окончания Московского областного художественного училища имени 1905 года на рубеже 1950–1960-х годов он совершил свои первые длительные поездки в Центральную Азию и неоднократно возвращался туда впоследствии. Азия, по словам художника, заняла большое место в его душе и творчестве. Тогда же возник его глубокий интерес к религиям Востока.
Как и для многих его коллег, путешествия в Азию не только расширяли географические, этнографические и культурные горизонты, но ввиду цивилизационно-стадиального несовпадения с европейской частью страны позволяли увидеть регион как бы во временно́м разрезе. На нем хорошо просматривались переходящие из столетия в столетие, не затронутые европейским прогрессом строй и уклад жизни, едва ли заслуживающие названия «остатков» или «пережитков», поскольку они были живой органической почвой для настоящего. Эти «исторические колодцы», «колодцы времен» стали объектом рефлексии художников в 1970–1980-е годы. Для Плавинского Восток стал местом, где «линии судьбы разновременных культур человечества, переплетаясь друг с другом», давали «хиромантический оттиск Единого Времени».
Когда Плавинский впервые попал в Азию, ислам оставался здесь одним из важнейших слагаемых национальной идентичности. В Советском Союзе отправление исламских ритуалов, с одной стороны, по-прежнему было повсеместным, а с другой – ислам превратился в отличительную черту этнической самобытности и национальной культуры. Художника интуитивно тянуло в города мертвых – на старые мусульманские кладбища и святые места. Как это ни парадоксально, говорил художник, именно там бьется сердце народа. Если храмы, как правило, изувечены временем, центры городов безлики, то только в рельефе кладбища отпечатан «лик души народа», обращенный к вечности.
Объект «Разрушенная гробница» выглядит как многократно уменьшенная копия одной из множества увиденных Плавинским гробниц, это своеобразная пластическая цитата, в которой художественная условность облечена в иллюзию реальности. Художник словно разбивает линейное историческое время на стоп-кадры, изымает из долгой человеческой истории фрагмент и превращает заимствованный реальный объект в знак. Такая перекодировка и игра знаков – отличительная черта современной культуры. Постоянная перекличка с наследием различных эпох и периодов стала для Плавинского способом создания собственной версии абсолютного искусства – ухода от бытовых образов и возвращения в круг вечных тем и вопросов.