Ломовая лошадь (Першерон)
Патрон шедевра
Клодт фон Юргенсбург Пётр (1805-1867)
Ломовая лошадь (Першерон)
1840-е
Размер - 39 x 43 x 16
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.5307
Поступило из Московского Румянцевского музея. 1925
Клодт – потомок скандинавской ветви старинного немецкого рода, известного в Европе с XII века. Сын генерал-майора барона Карла Клодта фон Юргенсбурга (1765–1822) – героя русско-турецких войн 1789–1790 и 1806–1812 годов, а также Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии в 1813–1814 годах. Портрет Карла Клодта представлен в знаменитой Военной галерее 1812 года в Зимнем дворце.
Петру Клодту от рождения была предназначена военная карьера. Он окончил Михайловское артиллерийское училище (1823–1827), был определен в учебную артиллерийскую бригаду, но уже в 1828 году вышел в отставку. В свободное от службы время вырезал из дерева фигурки лошадей, одна из них попала на глаза Николаю I. Император принял участие в дальнейшей судьбе молодого артиллериста – уже на художественном поприще. Клодт был рекомендован к зачислению в Императорскую Академию художеств, куда и поступил вольнослушателем в 1829 году.
П.К. Клодт плодотворно работал в монументальной и станковой скульптуре. Творческая деятельность его связана главным образом с Петербургом, где установлены такие замечательные произведения монументальной скульптуры, как конные группы «Kолесница Славы» Нарвских триумфальных ворот (1831–1833), «Укротители коней» для Аничкова моста (1833–1846), памятник И.А. Крылову (1855), конная статуя Николая I (1856–1859). Станковые работы Клодта сыграли выдающуюся роль в утверждении и развитии анималистического жанра в русской скульптуре.
Мастер твердо следовал правилу полностью контролировать процесс создания произведения, от замысла до воплощения, и был не только скульптором, но и литейщиком-профессионалом, досконально разбиравшимся в тонкостях технологического процесса. С 1838 года возглавлял Литейный двор академии, где отливал как собственные работы, так и монументы других скульпторов для многих городов России.
Творческую деятельность Клодт совмещал с преподавательской, будучи профессором Императорской Академии художеств (1838–1867). Он удостоен членства Римской академии св. Луки (1852), Берлинской Академии художеств (1835) и Парижской Академии изящных искусств (1859).
Клодт работал и в малом кабинетном формате, называемом также пластикой малых форм, скульптурной миниатюрой и пр. Эти работы представляют собой как уменьшенные повторения его известных монументальных композиций, так и самостоятельные станковые произведения. Многочисленные фигурки его лошадок стали эталонами, они способствовали развитию кабинетной русской пластики второй половины XIX века и формированию творчества целого ряда скульпторов – Е.А. Лансере, Н.И. Либериха, В.Я. Грачёва.
П.К. Клодт стремился разнообразить жанры своих произведений. Но больше всего автор любил лошадь. «В манеже, на улице наблюдал он ее движения, привычки, аллюры, в возу, в каретной упряжи, под седлом, на свободе; дома подражал, сколько мог, в вырезках оригиналам разных характеров. Не имея никакого руководства, кроме натуры», – писал современник в журнале «Иллюстрация». Кабинетные лошадки пользовались огромной популярностью и неоднократно воспроизводились в различных материалах многими мастерскими Петербурга, Москвы, Урала.
«Ломовая лошадь» – редкая модель, изображающая не изящную верховую лошадку, а трудягу, привыкшую к тяжелым возам. В Государственном Русском музее аналогичная модель носит название «Битюг». Это старинное слово, ныне почти не употребляемое, как нельзя лучше подходит спокойному мощному животному, служащему человеку не резвостью, а выносливостью и спокойствием, которые прекрасно прочитываются в характеристике коня. Камерные размеры композиции определяют особенно тщательную моделировку поверхности статуэтки. Станковые работы Клодта сыграли выдающуюся роль в утверждении и развитии анималистического жанра в русской скульптуре.
Первые авторские отливки малой пластики были осуществлены им самим в академическом Литейном доме, реконструированном и переоборудованном под его руководством и при непосредственном участии. Скульптор выступил продолжателем традиции отечественного художественного литья, заложенного предшественниками. В его мастерской выучилась целая плеяда формовщиков, литейщиков и чеканщиков, работавших впоследствии в литейных заведениях Петербурга. Статуэтка – редкая авторская композиция, но, как и большинство произведений камерной бронзы, имеет несколько корреспондирующих экземпляров, находящихся в собраниях российских музеев и в частных коллекциях.