Клодт фон Юргенсбург Пётр (1805-1867)
Конь с водничим
1846–1850
Размер - 45 x 38,5 x 22,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.22019
Поступило из Государственного института философии и истории при 1-м МГУ. 1933
Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург, потомок скандинавской ветви старинного немецкого рода, известного в Европе с ХII века, скульптор-монументалист, станковист, стал знаменит благодаря работе над скульптурным оформлением Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Он приобрел всемирную известность и был награжден орденами Святой Анны и Святого Владимира.
Композиция «Конь с водничим» – эскиз-вариант для третьей из четырех групп, носящих название «Укротители коней», которые были установлены на Аничковом мосту в 1841–1850 годах. Две первые группы выполнены в 1838–1841 годах и смонтированы на западной стороне моста. Третья группа установлена в 1849 году, четвертая в 1850-м на восточной стороне. Во всех четырех группах скульптор последовательно изобразил разные моменты укрощения человеком дикого коня.
В модели композиции из собрания Третьяковской галереи показан острый момент борьбы человека и природы. Перед нами юноша, поверженный наземь при первой попытке обуздать необъезженного коня. Сопротивление животного оказалось настолько мощным, что человек упал на землю и, ища в ней опору, пытается одной рукой сдержать вставшего на дыбы коня. Точно подмеченные характерные движения борьбы человека и разъяренной лошади создали достоверный энергетически напряженный образ. Скульптор усилил динамические моменты через насыщенные живописные контрасты светотени, обилие ракурсов, точный и выразительный рисунок. Все богатство пластических мотивов замкнуто в цельную форму и сведено к композиционному единству. Пропорции коня и мужчины отличаются гармонией и классической красотой.
Над третьей группой композиции Клодт работал несколько лет. Он разрабатывал разные варианты постановки фигур. В окончательном виде незначительные детали скульптуры (поворот головы лошади и водничего, подъем ног, развевающийся хвост) отличаются от модели из собрания Третьяковской галереи. Но задуманная изначально тема острой борьбы реализована так же живо, динамично, как и в первоначальном эскизе. Уменьшенные варианты всех четырех композиций «Конь с водничим», выполненные в разных материалах (гипс, бронза, чугун), получили массовое распространение и неоднократно отливались.