Клодт – потомок скандинавской ветви старинного немецкого рода, известного в Европе с XII века. Сын генерал-майора барона Карла Клодта фон Юргенсбурга (1765–1822) – героя русско-турецких войн 1789–1790 и 1806–1812 годов, а также Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии в 1813–1814 годах. Портрет Карла Клодта представлен в знаменитой Военной галерее 1812 года в Зимнем дворце.
Петру Клодту от рождения была предназначена военная карьера. Он окончил Михайловское артиллерийское училище (1823–1827), определен в учебную артиллерийскую бригаду, но уже в 1828 году вышел в отставку. В свободное от службы время Клодт вырезал из дерева фигурки лошадей, одна из этих фигурок попала на глаза Николаю I. Император принял участие в дальнейшей судьбе молодого артиллериста – уже на художественном поприще. Клодт был рекомендован к зачислению в
Императорскую Академию художеств, куда и поступил вольнослушателем в 1829 году.
П.К. Клодт плодотворно работал в монументальной и станковой скульптуре. Творческая деятельность его связана главным образом с Петербургом, где установлены замечательные произведения монументальной скульптуры: конные группы «Kолесница Славы» Нарвских триумфальных ворот (1831–1833), «Укротители коней» для Аничкова моста (1833–1846), памятник И.А. Крылову (1855), конная статуя Николая I (1856–1859).
Клодт работал и в малом кабинетном формате, называемом также пластикой малых форм, скульптурной миниатюрой и пр. Эти работы представляют собой как уменьшенные повторения его известных монументальных композиций, так и самостоятельные станковые произведения. Многочисленные фигурки его лошадок стали эталонами, способствовали развитию кабинетной русской пластики второй половины XIX века и формированию творчества целого ряда скульпторов – Е.А. Лансере, Н.И. Либериха, В.Я. Грачёва.
П.К. Клодт стремился разнообразить жанры своих произведений. Но больше всего автор любил лошадь. «В манеже, на улице наблюдал он ее движения, привычки, аллюры, в возу, в каретной упряжи, под седлом, на свободе; дома подражал, сколько мог, в вырезках оригиналам разных характеров. Не имея никакого руководства, кроме натуры», – писал современник в журнале «Иллюстрация». Кабинетные лошадки пользовались популярностью и неоднократно воспроизводились в различных материалах многими мастерскими Петербурга, Москвы, Урала.
«Павшая лошадь и волк» – редкая композиция с безрадостным, даже трагическим сюжетом. Печальное завершение жизни лошади, всю жизнь прослужившей человеку и теперь годной только в пищу волку. Хозяин не смог или не захотел позаботиться о ее останках. В содержании скульптуры заложен глубокий подтекст – размышления и о бренности всего живого, и о памяти, и о благодарности.
Экземпляр этой работы, выполненный в бронзе, находится в собрании Государственного Русского музея.