Конь с водничим
Патрон шедевра
Клодт фон Юргенсбург Пётр (1805-1867)
Конь с водничим
1846–1850
Размер - 34,5 x 34 x 31
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.22022
Поступило из Государственного Русского музея. 1931
Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург, потомок скандинавской ветви старинного немецкого рода, известного в Европе с ХII века, скульптор-монументалист, станковист, стал знаменит благодаря работе над скульптурным оформлением Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Он приобрел всемирную известность и был награжден орденами Святой Анны и Святого Владимира.
Композиция «Конь с водничим» – эскиз-вариант для третьей из четырех групп, носящих название «Укротители коней», которые были установлены на Аничковом мосту в 1841–1850 годах. Две первые группы выполнены в 1838–1841 годах и смонтированы на западной стороне моста. Третья группа установлена в 1849 году, четвертая в 1850-м на восточной стороне. Во всех четырех группах скульптор последовательно изобразил разные моменты укрощения человеком дикого коня.
В модели композиции из собрания Третьяковской галереи показан острый момент борьбы человека и природы. Перед нами юноша, поверженный наземь при первой попытке обуздать необъезженного коня. Сопротивление животного оказалось настолько мощным, что человек упал на землю и, ища в ней опору, пытается одной рукой сдержать вставшего на дыбы коня. Точно подмеченные характерные движения борьбы человека и разъяренной лошади создали достоверный энергетически напряженный образ. Скульптор усилил динамические моменты через насыщенные живописные контрасты светотени, обилие ракурсов, точный и выразительный рисунок. Все богатство пластических мотивов замкнуто в цельную форму и сведено к композиционному единству. Пропорции коня и мужчины отличаются гармонией и классической красотой.
Над третьей группой композиции Клодт работал несколько лет. Он разрабатывал разные варианты постановки фигур. В окончательном варианте детали скульптуры (поворот головы коня, подъем ног, развевающийся хвост, одежда водничего) отличаются от модели из собрания Третьяковской галереи. Но задуманная изначально тема острой борьбы реализована так же живо, динамично, как и в первоначальном эскизе. Уменьшенные варианты всех четырех композиций «Конь с водничим», выполненные в разных материалах (гипс, бронза, чугун), получили массовое распространение и неоднократно отливались. В собрании Третьяковской галереи находятся два экземпляра произведения третьей композиции Клодта «Конь с водничим» (1846–1850).