Поленов Василий (1844-1927)
Харам-эш-Шериф. Часть двора
1882
Размер - 30,5 x 47
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.20797
Приобретено у А.П. Лангового. 1935
В 1881–1882 годах Василий Поленов совершил свое первое путешествие на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница (“Кто из вас без греха?”)» (1887, Государственный Русский музей). Вместе с князем Семёном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым он почти два месяца изучал в Египте культуру этой страны разных периодов. Примерно столько же они путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Христа. Побывали в Константинополе и Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более ста этюдов с изображением природы, древней архитектуры Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, мало изменились с I века нашей эры.
Живописные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства художник экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрел с выставки Павел Третьяков, в связи с чем в галерее до сих пор находится самая значительная часть этой серии.
Харам-эш-Шериф – площадь на Храмовой горе, где находился древний Иерусалимский храм. В собрании Третьяковской галереи хранятся несколько работ, на которых Поленов изобразил ее постройки с разных ракурсов. На этюде «Харам-эш-Шериф. Часть двора» священное место представлено с непарадной стороны.
Композиционное решение произведения восходит к первым эскизам картины художника «Христос и грешница», выполненным им еще до поездки на Ближний Восток в 1873-м (Русский музей, Музей-заповедник В.Д. Поленова) и 1876 годах (Третьяковская галерея). Все перечисленные работы объединяет то, что в центральной части каждой из них размещена древняя пристройка храма, обрамленная по сторонам, словно кулисами, стволами кипарисов. Но если на ранних эскизах архитектура написана достаточно условно, то в этюде ее изображение тщательно проработано.
Как в композиции картины «Христос и грешница», так и в произведении «Харам-эш-Шериф. Часть двора» древний архитектурный памятник органично существует в световоздушной среде и гармонично вписан в окружающее пейзажное пространство. Декор орнаментального фриза, показанного на натурной работе, с небольшими изменениями будет воспроизведен на самом большом полотне мастера.