Андреевский Леонид (1894-1938)
Московско-Нарвская фабрика-кухня и Дом кооперации. Вид с проспекта Стачек. Ленинград
1934
Размер - 18 x 23,3
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-350
Поступило от Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Московско-Нарвская фабрика-кухня и Дом кооперации. Вид с проспекта Стачек» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография служит объективным историческим источником.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители различных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, в котором сохранились великолепные ансамбли эпохи барокко, классики, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование общественных зданий имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия). Новым видом сооружений были фабрики-кухни. Они представляли собой механизированные предприятия, на которых производилась готовая еда и полуфабрикаты. Назначение зданий определило их функциональные особенности – цехи и конвейеры по производству продуктов питания, которые должны были непрерывно функционировать. При фабриках-кухнях работали столовые, рестораны и кулинарии. Совместное употребление приготовленной на промышленном предприятии пищи связывали с формированием коллективного сознания, также это должно было привести к гендерному равноправию, освобождению женщины-работницы от «кухонного рабства». В 1930-е годы в Ленинграде появились четыре фабрики-кухни, спроектированные группой архитекторов-урбанистов (АРУ), в которую входили А.К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А. Меерзон, Я.О. Рубанчик.
Фабрика-кухня Московско-Нарвского района была открыта в 1930 году. В 1931-м в крыле, выходившем на площадь Стачек, начал работать Дом кооперации. Здание – один из лучших образцов ленинградского функционализма и конструктивизма. Вокруг двух внутренних дворов располагались помещения фабрики-кухни, термосного хозяйства, универмага, столовых и кулинарий. Фабрика-кухня обеспечивала готовой едой жителей и работников предприятий Нарвского района, на ней впервые в стране был применен принцип самообслуживания.
На фотографии – вид на центральный фасад Дома кооперации и зону парадных лестниц фабрики-кухни. Признаки стиля – сплошное остекление первых двух этажей универмага, ленточные окна образующего висящую галерею объема третьего этажа, открытые террасы столовых на плоской крыше, скругленный объем обеденной зоны с лежачими окнами, огромные витражи парадных лестниц.
В объектив фотографа попал памятник Ленину работы скульптора М.Я. Харламова, который был открыт в 1931 году на площади Стачек, в 1940-м – перенесен на территорию завода ТЭМП; ныне утрачен.

другие работы автора