Фотография «Профилакторий “Текстильщица”» входит в комплект из 44 снимков памятников архитектуры ленинградского авангарда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания, по сравнению с произведениями изобразительного искусства, очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография служит объективным историческим источником.
Советская архитектура стала центром формирования нового стилевого направления в конце 1920-х годов. В дискуссиях и конкурсах на создание социально значимых сооружений принимали участие представители различных направлений: традиционалисты, вещисты, рационалисты, урбанисты, формалисты. К середине 1920-х годов основным направлением в архитектуре стал конструктивизм.
Ленинградский архитектурный авангард имел ряд особенностей, связанных с тем, что в городе, где сохранились великолепные ансамбли эпохи барокко, классики, модерна, были сильны традиции неоклассики, доминировавшие в строительстве вплоть до середины 1920-х годов. Это привело к созданию стиля красная дорика, элементы которого встречаются в сооружениях ленинградских конструктивистов. При перепланировке и строительстве новых кварталов было учтено, что город создавался как ансамбль, имеющий единый стиль. В то же время зодчие мыслили архитектуру как инструмент политической пропаганды и управления массами, поэтому сооружениям придавались индустриальные, «пролетарские» черты, как изделиям, выходящим с заводского конвейера. Проектирование общественных зданий имело в основе концепцию трансформации сознания путем изменения среды (или бытия).
В 1920-е годы было принято решение о создании нового типа лечебно-оздоровительных учреждений, в которых профилактика инфекционных и профессиональных заболеваний стала основной задачей. Профилактории возводились рядом с промышленными предприятиями, становясь важными объектами застройки новых кварталов. Они назывались ночными санаториями – работники могли получать профилактическую помощь и лечение без отрыва от производства.
Профилакторий «Текстильщица» был построен в 1928–1930 годах на Палеевском проспекте (в 1939-м переименован в проспект Елизарова) по проекту архитекторов Л.В. Руднева, И.И. Фомина, О.Л. Лялина, Я.О. Свирского, Е.А. Левинсона. По уровню функциональной организации и оснащенности он был одним из лучших в Европе. Здесь находились молочная кухня и пункт охраны материнства и младенчества, детская и взрослая поликлиники, противотуберкулезный диспансер, бальнеологическая лечебница. Профилакторий был рассчитан на 3,5 тысячи посещений в сутки. Конструкция здания, представляющая собой павильонную систему, соответствовала гигиеническим требованиям – пациенты с различными заболеваниями и здоровые, пришедшие на медосмотр люди не должны встречаться внутри помещений. Для этого вытянутое по горизонтали здание было оборудовано множеством отдельных входов. На фотографии – соединение двух горизонтальных корпусов, динамику которому придает угловой балкон третьего этажа, вторящий выступу первого. Элементами стиля также являются лежачие окна, подчеркнутые горизонтальными тягами.
В настоящее время в здании находятся городская больница и госпиталь для ветеранов войн.