Конец 1850-х – начало 1860-х годов – время, когда Саврасов вырабатывал свой неповторимый пейзажный почерк. В эти годы сложились его тематические предпочтения, во многом определилась живописная манера. Сделав работу с натуры основой творческого метода, художник изначально тяготел к изображению окружающей его родной природы. Саврасов не искал эффектные по своему облику места и даже не стремился разнообразить пейзажные мотивы, предпочитая писать равнинные ландшафты с неподвижными водоемами. Более всего художника привлекала передача состояния природы в целом. Неповторимость его картин заключается в тонко разработанной и необычайно достоверно воссозданной световоздушной атмосфере, а главное – в ее эмоциональном воздействии. Простота содержания пейзажей и умение выразить в них тот или иной душевный настрой – эти особенности художественного мышления мастера высоко ценили зрители и ученики, воспитанники Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где Саврасов в 1857 году возглавил пейзажный класс.
По своему содержанию картина «Летний пейзаж с мельницами» тяготеет к работам, исполненным в первой половине 1850-х годов. Ландшафт привлекает целостностью живописного строя, основанного на единстве колористической гаммы. Он кажется окутанным дымкой. Туман повис над неподвижной заводью, заросшей кувшинками, воздушная пелена обволакивает даль, где возвышаются ветряные мельницы. Небо, написанное без единого облачка, вовсе не выглядит безжизненным, источая ровный, все заполняющий собой свет. Современники заслуженно именовали Саврасова за его колористический дар «царем воздуха».