Левитан Исаак (1860-1900)
Вечер на пашне
1883
Размер - 43,3 x 67
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5757
Поступило из Государственного музейного фонда. 1920
Картина «Вечер на пашне» написана Исааком Левитаном в год окончания занятий в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Два года спустя ему был выдан диплом неклассного художника. Небольшое полотно подводит итог сложному периоду ученичества и открывает новую страницу в творческой биографии живописца. Картина была экспонирована на XII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1884 году, став первым полотном молодого художника, прошедшим баллотировку авторитетного жюри. С небольшого пейзажа, передвижнического по духу, началось плодотворное сотрудничество Левитана с Товариществом.
Выбрав традиционный мотив, художник решал композиционную задачу, которую ставил перед собой и впоследствии, – поиск соотношения небесного и земного пространства. Ограничив первый план высоким косогором, живописец не занижает линию горизонта, тем самым раскрывая в картине движение пейзажа в глубину. Так же как и в ранней работе «Осенний день. Сокольники» (1879, Третьяковская галерея), Левитан вводит в композицию небольшую фигуру. Пахарь, идущий за впряженной лошадью, придает динамику статичному виду, становясь его смысловым и композиционным центром. Темный силуэт крестьянина, словно вырастая на косогоре, движется за облаком, за уходящим солнцем.
Цветовой контраст коричневато-лиловой свежевспаханной влажной почвы и голубого неба, освещенного лучами заходящего солнца, достаточно резок. Колористического единства художник добивается передачей золотистого закатного света, заливающего поле и дальние планы, смягчающего цветовые соотношения сельского пейзажа. Вечерний свет преображает пространство, придает поэтическое настроение пейзажу. Небольшая белокаменная колокольня у горизонта, на самой границе земли и неба, усиливает его эмоциональность. Вневременной сюжет – труды и дни крестьянского бытия, к которому обращались многие художники, Исаак Левитан передал как особое, лирическое, переживание состояния природы.